Home

Advertisement

Customize

kiowa_mike

Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
07:43 pm: И ещё о Российской Академии наук. Вообще об Академии.
Тут надысь френдесса [info]lenaswan опять поместила изрядный пост о будущем Российской Академии Наук и возможных реформах.
мне же надо было заканчивать один проект, а ведь, сами знаете, достьопочтеные френды и прекрасные френдессы, никогда так не пишется на посторонние темы, как в финальной стадии сдачи чего-бы-то ни было...
Вот я и пустился в философию...

 

РАН никуда не денется. Ибо изначально учреждено Государством (в смысле Петром Алексеевичем) и никуда оно от этого государства не уйдёт. Тем более, что сейчас РАН кормят, и заработки там выше манагерских в сфере услуг. И будут кормить, потому что РАН - это структура, раздающая прикольные цацки - Хасбулатова там член-корром сделать, Миронова, еще кого нужного. При этом - объём финансирования, чтобы существовала РАН - не научно-исследовательский аппарат, а раздатчик прикольных цацек - отнюдь не запредельный, и будет поддерживаться даже если вся страна без штанов останется. Так что - не спешите РАН хоронить! Она всех переживёт и подохнет только с Российским государством, ежли такое суждено оному.

Основная проблема госакадемий - в государстве НЕ ПОНИМАЮТ на хрена им нужна наука вообще. Ядерную бомбу придумали/сперли, водородную - придумали, СС-22 и Тополь-М стоят на старте - на хрена еще что-то нужно? У нашего государства с пятидесятых годов основная цель для науки - обеспечить страну инструментом глобального шантажа. Обеспечили? Отлично, вот вам бочка варенья и ящик печенья, все остальные активности - в пользу бедных. Ну, "Булава" там криво летает, но это ж так, ерунда, фактики в мире Галактики... Кстати, и Академия там формально не при чём – прикладники напортачили…

Тут нам предлагают подумать не о спасении «прогнившего дерева» - то есть, РАН, а о т.н. «новых саженцах».
Плавали. Знаем. Российская Академия естественных наук, которая де-факто является сборищем всяких фриков и неудовлетворённых честолюбцев, которых не пускают в РАН Сперва, что характерно, "истинные" академики на РАЕНовцев выкрысились, а сейчас даже и снисходительно по плечу похлопывают. Удобно иметь такую альтернативную академию, рядом с представителями которой сразу кажешься титаном мысли.

Другой вариант, утопиццский.
Несколько крупных академиков ну и вообще учёных, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ РАН (sic - важно!) - организуют собственный клуб по интересам. Закрытый. Пускают по пропускам. Лысым входа нет. Начинают публикации работ членов ТОЛЬКО этого клуба на негосударственные средства. Похоже на нормальную Академию (вроде Британского естествоиспытательного об-ва)?
Похоже, ага. Только Утопия. Чистая и беспримесная. Ибо а) на хрена крупным учёным выделяться в Клуб, если они и так состоят в РАН (а, всё-таки, в РАН состоят практически все значительные российские учёные мирового уровня); б) начни выпендриваться - задавят. Выпрут из РАН, к примеру, а членство в РАН, худым-бердым - пожизненный немаленький пенсион и льготы. Совсем психом надо быть, чтобы пойти на это. Я бы не пошел точно. И никто не пойдёт. Так что не будет у нас Академии - элитного клуба.

Для того, чтобы у нас появилась ну хоть какая-то удовлетворительная наука, надо несколько принципиальных изменений. Организация государства на совершенно иных экономических принципах, нежели ныне (тогда власть будет понимать, какая наука и зачем ему нужна); частные корпорации создадут собственные прикладные исследовательские центры, обслуживающие интересы оных корпораций; а всякая мелочь, вроде любимых моему сердцу орнитологов и маммологов будет существовать на мелкие гранты и усилиями сплочённых энтузиастов-любителей. Или вымрет нахрен.  Как это и происходит во всём остальном мире.




Tags: , ,

Comments

[User Picture]
From:[info]mstislavl
Date:October 3rd, 2009 09:16 am (UTC)

всякая мелочь... вымрет нахрен. Как это и происходит во

(Link)
Покопалась в мозгах, чтобы возразить, и не нашла аргументов. Разве что кроме временности кризиса, а когда денег навалом, их раздают и мелочи.
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 3rd, 2009 11:46 am (UTC)

Re: всякая мелочь... вымрет нахрен. Как это и происходит в

(Link)
В общем-то, у нас сейчас кризиса де-факто нет...
[User Picture]
From:[info]the_jubjub_bird
Date:October 3rd, 2009 09:48 am (UTC)
(Link)
Вы правы на 100%. Надо понять, что РАН к собственно науке никакого отношения не имеет. Как и морская свинка к морю.
[User Picture]
From:[info]kirill_lunjov
Date:October 3rd, 2009 10:29 am (UTC)
(Link)
+100)))
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 3rd, 2009 11:46 am (UTC)
(Link)
Да. Уже - да. С точки зрения власти - "зверёк забавный, но бесполезный".
[User Picture]
From:[info]geophoto
Date:October 3rd, 2009 04:00 pm (UTC)
(Link)
мне всегда интересно, кто это пишет? Русскими математиками сейчас забиты все ун-ты штатов и Европы, причем лучшие, русскими физиками тоже, работающих биологов как грязи, очень многие из них начинали свою научную карьеру в РАН. РАН сейчас это конечно не то же самое, что она была три - четыре десятка лет ранее, но тем не менее. Математики работают, половина ЦЕРНа на российских физиках держится и т.д. Геологи тоже продолжают работать, уж если говорить о науке, то об отраслевой науке говорить вообще не приходится - нету ее, хотя там люди и приборы есть. К нам в Стэнфорд если кто и приезжает, то как раз 90% это из РАН, а мы ведь персонально всех работающих знаем.
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 3rd, 2009 10:08 pm (UTC)
(Link)
Но речь-то идёт не о том, как у вас, а о том, как у нас. В нашей, по крайней мере, биологиццкой, отрасли, имеет место быть сугубо внешняя имитация.
[User Picture]
From:[info]geophoto
Date:October 4th, 2009 01:59 am (UTC)
(Link)
тоже, позвольте не поверить.
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 4th, 2009 02:09 am (UTC)
(Link)
А с другой стороны - чему не верить- та?
С одной стороны, изобилие утекших граждан как раз показывает, что Министерство Науки (оно же РАН), со своей основной задачей - обеспечить службу умных на благо Родины - не справляется.
С другой - в моей отрасли всё, что путное издаётся сейчас - собрано по старым дрожжам. Сейчас же поколения младше моего в моей науке реально нет.
[User Picture]
From:[info]geophoto
Date:October 4th, 2009 02:30 am (UTC)
(Link)
понимаете какое дело, когда мы живем в постреволюционную эпоху, а в биологии не так давно тоже ведь произошла научная революция, как и в геологии, то все что делается сейчас выглядит как бы это сказать, но сильно слабее, того, что делалось не так давно. Это так сказать вводная.
Но с катастрофическим в целом положением я согласен.
Но мне кажется, что какие-то персоналии и коллективы все-таки остались.
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 4th, 2009 02:44 am (UTC)
(Link)
Персоналии - да. Коллективы - наверное, тоже. Но это всё равно очень пожилые и персоналии и коллективы.
[User Picture]
From:[info]seadevil001
Date:October 4th, 2009 02:35 am (UTC)
(Link)
То-то, один мой знакомый, открывший какой-то бозон, в процессе аспирантуры, места профессорского себе не нашел. Сейчас интеллектуальной собственностью занимается.
Уточняю - аспирантура у нег была в Рокфеллере.
[User Picture]
From:[info]geophoto
Date:October 4th, 2009 02:44 am (UTC)
(Link)
вопрос о перепроизводстве аспирантов - это действительно очень острый вопрос.
[User Picture]
From:[info]seadevil001
Date:October 4th, 2009 03:40 am (UTC)
(Link)
И каждый аспирант - открывает по элементарной частице?
[User Picture]
From:[info]geophoto
Date:October 4th, 2009 06:23 am (UTC)
(Link)
нет конечно. Но я читал, про исследователя, которому по делу надо было давать нобелевку по химии (и за это открытие таки была вручена нобелевка), он сейчас таксистом работает.
[User Picture]
From:[info]seadevil001
Date:October 4th, 2009 12:38 pm (UTC)
(Link)
На самом деле, это все Буш-ст. виноват. В виду исчезновения угрозы советской - урезал бабло на физику в два раза. Вот и вышло перепроизводство аспирантов. История кстати вполне показывает что интерес к точнаукам у ВСЕХ правящих элит основан на желании получить дубину потолще и потяжелее.
[User Picture]
From:[info]geophoto
Date:October 5th, 2009 12:57 am (UTC)
(Link)
да, на это похоже. Буш безусловно вредитель
[User Picture]
From:[info]magarill
Date:October 3rd, 2009 10:44 am (UTC)

По поводу РАЕН

(Link)
Меня давно умилял список действительных членов РАЕН: Рамзан Кадыров, Анатолий Фоменко, Зураб Церетели, Григорий Грабовой...
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 3rd, 2009 11:44 am (UTC)

Re: По поводу РАЕН

(Link)
В принципе, подобной швали есть и в РАН. Просто там она рангом повыше.
[User Picture]
From:[info]heymer
Date:October 3rd, 2009 11:30 am (UTC)
(Link)
Надысь туточа тополог Гильфант разразился письмом на высочайшее имя, что де фундаменталке осталось лет 5-7. Так оно и есть. И скока школ за последенее время порушено... Школа-то такая штука, что за бабки не покупаеццо. Вона, японцы, валят и валят в фундаменталку, а толку... Школы не складываеццо.

А широкополосная фундаменталка - это, вообще-то хорошо. Сегодня у тебя из физики тополь устрашающий вырос, но это не значит, что завтра из орнитолгии не вырастет что-то пострашней. Вот ее и позволить могли штатники да СССР. А теперь тока штатники и остались.
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 3rd, 2009 11:45 am (UTC)
(Link)
По-моему, фундаменталки уже нет.
[User Picture]
From:[info]heymer
Date:October 3rd, 2009 12:45 pm (UTC)
(Link)
Теплится еще. И даже кой-чё дает. Но дотепливается. А дровишек не подкинет уж никто. Прав Гильфант: 5-7 лет и приехали. Жаль даже. Немного.
[User Picture]
From:[info]evg_nemetz
Date:October 3rd, 2009 02:18 pm (UTC)
(Link)
А из РАН разве можно выпереть? Это ж, вроде, пожизненным считается.
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 3rd, 2009 10:10 pm (UTC)
(Link)
Оно, конешно, так... Даже Сахарова не выперли, чтобы прецендентов не создавать. И Трофим Денисыча. Но будьте уверены - появится штрейкбрехер, посягающий на самое святое святых - кормушку - выпрут...
[User Picture]
From:[info]seadevil001
Date:October 4th, 2009 02:32 am (UTC)
(Link)
А что сразу Лысенко?
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 4th, 2009 02:46 am (UTC)
(Link)
Вопрос о лишении его звания академика поднимался, но не ставился официально.
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 4th, 2009 04:48 am (UTC)
(Link)
Кстати, для Сахарова вопрос официально ставился. но поддержки в академсреде не получил.
[User Picture]
From:[info]nightblade_
Date:October 3rd, 2009 03:14 pm (UTC)
(Link)
В науке важна преемственность поколений. Ну когда между учителем и учеником лет 15. До недавнего времени она сохранялась худо-бедно, а теперь всё. Учителя частично разбрелись по миру, частично повымерли, а молодежь скопом пошла в бизнес. И ничего тут уже не сделаешь.
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 3rd, 2009 10:12 pm (UTC)
(Link)
Ну, здесь не совсем так. Как я вижу ситуацию по ДВО РАН, та молодежь, которая по складу ума не годилась в бизнес и вообще ни на что, пошла в науку. Ибо комфортно и тепло.
[User Picture]
From:[info]nightblade_
Date:October 4th, 2009 04:41 am (UTC)
(Link)
Ну это уже следствие. Когда кончились худшие из лучших и лучшие из худших. В центральных физ. институтах (МСК, СПб) сейчас на пяток стариков едва ли один толковый молодой. Кто следующее поколение учить будет непонятно.

А что в ДВО не надо мозгами шевелить, чтобы науку двигать? Судя по рассказам коллег, в регионах наука вовсе повымерла. Исключение составляют буквально несколько городов, типа Новосиба или Томска. По карйней мере ощущение именно такое складывается.
[User Picture]
From:[info]kiowa_mike
Date:October 4th, 2009 04:47 am (UTC)
(Link)
На деле здесь довольно просто, ага. Там, где в руководстве преобладают выкормыши тамошней научной школы (есть некие Университеты с более чем 50-летней историей, чтоп они могли иметь докторский совет по защитам и наклепать себе сонм докторов) - там вообще жопа.
Если где-то по щасливому недоразумению эти университеты не создали и там рулят бывшие московско-питерские лоюди - там терпимо. Но недолго, ибо люди эти пожилы весьма.
[User Picture]
From:[info]spit_spb
Date:October 3rd, 2009 04:31 pm (UTC)
(Link)
Науку убило отсутствие желания или возможности учить. Студень сейчас не нужен никому в универах, кроме горстки могикан, а возможности поизмываться над ним - выше крыши.
[User Picture]
From:[info]gloomy_wolf
Date:October 6th, 2009 09:28 pm (UTC)

По-моему, такая Академия отвечает вековой структуре ро

(Link)
Она органично вписывается в систему царизма, потому как авторитарна, "бессмертна" и достаточно сильна, чтобы противостоять Главному. Вы между прочим вспомнили Сахарова, которого не исключили из АН, несмотря на мнение Политбюро. Да и сейчас без авторитетных академиков неизвестно, куда бы качнуло российскую школу при таком давлении со стороны клерикалов. Увы, культурной общественности и просветителей вроде Маркова и Еськова НЕ хватает.

А для того, чтобы построить другую науку, нужны реформы всего общества. А пока их нет, я думаю, стоит затеять нечто хорошее, современное, "прозрачное" и работающее внутри старой структуры, как предлагают авторы письма. Хотя многие с ними не согласны.

Powered by LiveJournal.com

Advertisement

Customize