kiowa_mike (kiowa_mike) wrote,
kiowa_mike
kiowa_mike

Category:

Юг Востока России. Дорога в никуда. Продолжение.


На следующий день мы отправляемся по длинному и странному пути, который было бы справедливо назвать «дорогой в никуда». Это – трасса «Хабаровск – Находка», одно из грандиознейших сооружений на юге Дальнего Востока, которое когда-нибудь решит его судьбу. 

 

Деревня Кутузовка.

Но сперва мы едем в посёлок Кутузовку, где расположен реабилитационный центр «Утёс».

Раньше центр «Утёс» был знаменит двумя достопримечательностями – «последним тигроловом» Владимиром Емельяновичем Кругловым, его создателем, и тигром Лютым, которого в просторечии принято называть «Лютик». В принципе, Центр изначально задумывался,  как место, где должны были выхаживать и передерживать осиротевших тигрят и покалеченных тигров (а такие звери по нескольку раз в год да возникают на периферии человеческого обитания).  Но как всегда, прекраснодушные планы разбились о суровые реалии. Нет, Центр построили, и даже оснастили довольно таки неплохо. Только вот две тигрицы, выпущенные из его стен после лечения и передержки, довольно быстро стали жертвами дальневосточных браконьеров, а дальше… Дальше, если тигров куда из «Утёса» и перевозили – то только в зоопарки. Любовью дарить тигров зоопаркам других городов славился первый проконсул дальневосточной сатрапии енерал Пуликовский. Один из тигров «Утёса» по-моему, живёт сейчас в ростовском зоопарке (ау, Улитка-путешественница!), остальные отирают клетки по другим зоосадам страны. Постоянным обитателем «Утёса» остаётся огромный тигр «Лютик», которому в пасть уже вставили титановый клык.  

Центр "Утёс", главное здание.

Проход к вольерам.

Эдик Круглов и Яна - его неизменная помощница.


Вольер тигра с площадкой для съёмки.


Звезда экрана - тигр Лютый (Лютик).

Владимир Емельянович Круглов, патриот Дальнего Востока, легендарный тигролов, участвовавший в поимке более сорока тигров, также сообщал Центру изрядное своеобразие. Кроме того, он по-настоящему душевно возился с попавшими сюда зверями. Тигров, конечно, было немного, основным зверем «Утёса» был белогрудый медведь. Вернее, медвежата белогрудки, попадавшие сюда после отстрела их матерей.

Вообще, ситуация с реабилитацией медвежьих малышей сейчас на Дальнем Востоке совершено безвыходная. Впрочем, она во всём мире такая, увы… Я всё собираюсь об этом хорошо написать, да не соберусь никак.

«Утёс» сегодня потихоньку сдрейфовал в сторону загородного Парка зверей, с очень неплохими гостиничками, кафе, конными проездками и живущим в большом вольере амурским тигром. Собствено, именно в этом вольере, и в вольерах Юдина снято 95 процентов (а то и больше) всего футажа амурского тигра в мире. В моей книге тоже – весь тигр, снятый мной, в условиях, похожих на генпрокуро…тьфу, на естественные – это он, Лютик, в своём съёмочном вольере. Сразу признаюсь.

Два года назад Владимира Емельяновича задавила упавшая лесина, и Центр остался на попечение его сына, Эдика.

В этот приезд мы застали Эдика сильно поблекшим – он рассказывал, что в Хабаровске зверей в его Центре причислили к крупному рогатому скоту и обложили налогом как коров. Всех приписали к сельхозживотным – и тигров, и медведей, и изюбрей. Потому, видимо, звериный мир в «Утёсе», который всегда так радовал посетителей, значительно поредел. Насколько я понял, остались лишь те животные, которых уж совсем некуда было деть. Я подошел к вольеру с Лютиком, поздоровался, и сфотографировал. Ветеран «Утёса» только глаза приоткрыл. И я вспомнил, что как Кучеру и Нюрке у Юдина сейчас – по пятнадцать, так и Лютику нынче – семнадцать лет, что значит, что по звериному веку они являются глубокими стариками.

Так что хотя бы ограниченно пригодных к съёмке зверей скоро на российском ДВ и вовсе не останется. Будем ездить снимать в Харбин. (Это, конечно, если я не сумею Сафари-парк под фишкой форума АТЭС организовать. Но что-то есть у меня сумления по этому поводу).

Ну вот, от Кутузовки мы и выезжаем на ту самую «дорогу в никуда». Трассу «Восток».

Трасса «Восток» представляет собой замечательное зрелище. Хорошее асфальтированное шоссе, с мостами, развязками, указателями…  Она проносится мимо десятка ошалевших от такого поворота событий таёжных деревушек и упирается в реку Бикин.

Всё. Стоп. Конец географии.

Эта магистраль, по планам проектировщиков, должна была надвое развалить юг Хабаровского и практически весь Приморский край, связав основной транспортный узел региона – Хабаровск с основным портом зарубежного транзита – Находкой.

Начали строить это сооружение ещё кабы не в восьмидесятые годы. Потом – случился распад СССР, и трасса застыла, будучи проложена всего на ¼ своего реального расстояния. Ну, ещё какой-то незначительный кусок проложен в Приморье.

Вообще, задумывалась оная трасса с большим умом. Учитывая всевозрастающую роль автомобильных грузоперевозок она должна была не хило сэкономить расстояние и прочие связанные с расстоянием затраты при сквозном транзите с Дальнего Востока через Россию. Но сегодня достройка этой дороги – не завтрашний, и, похоже, даже не послезавтрашний день. О чём там говорить, если даже автомагистраль Чита-Хабаровск пока находится лишь в «ограниченно годном» состоянии?

Так и упирается трасса «Восток» в реку Бикин, и основной транспорт на ней – лесовозы.

С точки зрения охраны природы остановка этого строительства – огромный плюс для всего Дальнего Востока. Дело в том, что достройка этой магистрали поделит регион на две части – ту, которая будет всенепременно освоена на уровне Украины (между трассами «Восток» и М60), и, так сказать, территорию ограниченного освоения – к востоку от «Востока», прошу прощения за идиотский каламбур.

Река Бикин.

С указателем)))

Но и сегодня «Восток» сделал доступным «с колёс» - причём, с колёс легковых, и даже с одним ведущим мостом – среднюю часть бассейна реки Бикин, чем уже сильно увеличил антропогенную нагрузку на этот, ещё совсем недавно не очень затронутый регион.

Дрововоз с отвалившимся колесом.

Пока на трассе – практически нет ни мотелей, ни заправок, поэтому тем, кому придёт в голову ей зачем-то воспользоваться, придётся заправиться в самом её начале, и там же – пообедать. Стоит там роскошный мотель «Медвежий угол». Следующая столовая – в посёлке Второй Сплавной, уже на дороге  к трассе М60.


Деревня Долми - последняя на трассе Восток перед Бикином. Столовой там нет.

Асфальт заканчивается в двадцати километрах от Бикина – аккурат на границе Хабаровского и Приморского краёв. Когда-то Петров, часто мотавшийся по ней во время одного из проектов, видел тигра, переходившего дорогу как раз в этом месте – на границе губерний.

Граница Приморья.

Трасса «Восток» упирается в пункт охраны моста через Бикин – типичный гадюшник из двух балков и хитрой системы навесов. Именно сюда иногда ныряют люди, которые вдруг поверили паре указателей по дороге, указывающих направление на Находку. Классический вопрос – «Где мы»?  

Пост под мостом.

Начальник поста – уважаемый человек, Сергей Бойко, которого местные удэгейцы кличут вождём всех бикинских браконьеров. Учитывая, что отношение к охоте у бикинских удэгейцев, как они сами говорят – «традиционные», а с моей точки зрения – странные, я б не рискнул сказать, кто из сторон может лидировать в конкурсе на это звание. Просто Бойко – успешный конкурент (и к тому же гораздо более склонный к труду, чем автохтонное население). «Рвач» - говорят о нём красноярские аборигены. «Очень работать любит». Неудивительно, что его ненавидят.

Недолюбливают его и потому, что он в семью принял двух мальчишек-удэгейцев от спившихся родителей. Сейчас парни выросли, один женился, и с гордостью показывал своего малыша. К родичам они ни ногой, не пьют (Сергей вбил в них страх перед «зельем») и пашут наравне с ним, насколько позволяют силы – Сергей – охрененно здоровый мужик. В общем, Сергей – куда ни кинь – сволочь. И парней спортил…

Бойко рассказывает, что на прилегающей к мосту местности постоянно живёт три тигра. Один – очень большой (Бойко уважительно зовёт его Кешей), и два поменьше, одна – точно самка. Мы делаем краткий объезд близлежащих лесовозных дорог (да, «Восток» сильно облегчил доступ лесорубам в тайгу!) и сразу находим след тигрицы. Где-то двухдневной давности.

Наброды тигра.

Ещё один тигр сейчас постоянно тревожит жителей села Соболиное. Они даже вызывали конфликтную группу. Только, как всегда с конфликтниками, кончился этот приезд ничем. Инспектора грозно сказали, что нельзя выпасать скот, подсчитали трудочасы, потраченные на фиксацию нарушения, и столь же грозно уехали.

-         Шлёпнут её, как пить дать, - философически сказал Бойко.

Я почему-то ему поверил.

Неподалёку, перед бикинским мостом, есть сворот направо (если смотреть со стороны Хабаровска). Там указатель – «Соболиное». Это и есть сквозной проезд с «Востока» на М60 (до этого места есть и ещё один). Дорога не очень обустроенная, и идёт по крайне живописным местам. Однако, на поверхность уже повыдавливало лёд, и отрезок от Ясеневого до Верхнего Перевала мы идём со скоростью 40 км/ч.



Пос. Ясеневое.

Мы едем мимо пресловутых сёл Соболиное, Ясеневое и Красный Яр, и выезжаем в итоге на трассу М60, перед городом Лучегорск, где и ночуем в придорожном мотеле за смешную сумму 300 рупь койко-место.


Хостел на трассе.

Окончание следует.

Tags: путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments