?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


При подготовке одной работы мне пришлось изучить довольно много литературы о культуре первобытных охотников. Должен сказать, что в начале этого исследования я был склонен принять любую из точек зрения – как о значительном влиянии первобытного человечества на мамонтовую (и какую угодно) фауну, так и об отсутствии этого влияния, равно как и любую промежуточную позицию. Но анализируя первоисточники, я обратил внимание вот на что: самые массовые описания (не исследования, а описания - почувствуйте разницу!) того, как первобытная фауна планеты получила свой первый смертельный удар под палицами и копьями наших первобытных предков сконцентрированы в 60-80 годах XX столетия. Именно тогда маститые учёные рассказывали, как пиренейские питекантропы загоняли факелами лесных слонов в болота Торральбы; а южнорусские поселенцы складывали огромные хижины из костей убитых ими мамонтов. Примерно на то же время пришлась гипотеза об уничтожении американской мегафауны людьми кловис.

 

А чем была эпоха 60-х – 80-х годов для европейской цивилизации в целом?

Это был период осознания того, что биотическая оболочка Земли подвергается массовой трансформации со стороны человеческого общества; что люди виновны не только в прямом истреблении десятков видов живых существ, но и в масштабном наступлении пустынь в Африке, рубке дождевых лесов в Бразилии, и загрязнении Океана. Надо сказать, что у людей были к тому основания. В воде Рейна и Великих американских озёр, считалось, что можно проявлять фотоплёнку, начали изменяться береговые линии крупных внутренних водоёмов – Арала и Каспия, воды среднеазиатских рек отравили пестициды. Этот период стал стартовым моментом в истории борьбы за сохранение биосферы – периодом массовых протестов, экологических исследований, временем, когда многие яркие пропагандисты и политики начали делать себе имя на этом благородном деле. Ну и случилось неизбежное – охрана природы стала из нормального ремесла «научно обоснованной идеологией». Со всеми естественными для любой идеологии перекосами и искажениями. Этим она совершенно не отличается ни от либерализма, ни от марксизма, ни от двунадесяти любых других взятых наобум «…измов».

Таким образом, комплекс вины перед Природой в настоящем, спроецировался на прошлое. Ну и как в ситуации с любым комплексом, хорошего ничего из этого не вышло.

Гипотеза о массовом уничтожении нашими предками первобытных гигантских животных пришлась ко двору этой идеологии.

А учёные? - спросите вы.

А что – учёные? Те же люди…

Правда, те же исследователи позднее пришли к выводу, что наступление Сахары и отступление внутренних водоёмов, скорее всего, имеют под собой естественные причины; а возникновение течения Эль-Ниньо превышает по выбросу углекислоты все заводы земного шара в сотни раз; но идеология уже развивалась своими путями, вне зависимости от науки.

Так вот, позднейшие и современные нам исследователи, проводившие раскопки на тех же местах, что и их предшественники в 60-е годы, приходили, как правило, уже к совершенно другим выводам. Что ни торральбские, ни южнорусские первобытные люди не охотились на крупных млекопитающих самостоятельно, что кости для жилищ они собирали в уже ранее образовавшихся костных ловушках (как на Берелёхе), что многочисленные куски бивней на стоянках свидетельствуют прежде всего о пригодности их в качестве заготовок для орудий…

Ну и не нашли никаких подтверждений тому, что люди кловис действительно занимались массовой охотой на крупных животных в Америке…

Но кто их теперь послушает?

Вслед за исследователями, я тоже допускаю, что какую-то роль в уничтожении позднечетвертичной мегафауны первобытный человек всё-таки играл. Но при этом он не был «главным действующим лицом» вымирания. Основное значение при этом отводится всё-таки глобальным изменениям климата и ландшафта, и замене травянистых высокопродуктивных северных саванн на тундру и тайгу. А наши предки уже «подчищали остатки» не успевших примениться к новым условиям гигантов.


 

Comments

( 49 comments — Leave a comment )
ka_fe_en
Nov. 25th, 2008 09:21 am (UTC)
60-е годы это вообще интересная тема... как по-Вашему, откуда такое повальное переосмысливание всего в тот период - от сытости или наложившихся друг на друга демографических ямах от мировых войн?
kiowa_mike
Nov. 25th, 2008 10:12 am (UTC)
Да вообще я считаю 60-е - родиной всей современной постиндастриал цивилизации. Трудно сказать, что было. Возможно, наши современники еще и не определят, откуда ноги растут...
Со вздохом - ka_fe_en - Nov. 25th, 2008 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - otter78 - Nov. 25th, 2008 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Nov. 25th, 2008 09:00 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
kiowa_mike
Nov. 25th, 2008 09:00 pm (UTC)
А от чего ж еще? Но вообще - весь мир очень сильно изменился. И хавки тоже не стало. Сейчас бы они ни в тайге, ни в тундре жить не смогли.
vinous_granat
Nov. 25th, 2008 12:18 pm (UTC)
Очень интересно у Вас такие тексты читать.
kiowa_mike
Nov. 25th, 2008 09:04 pm (UTC)
Спасибо)))
h_a_n_g_a_r
Nov. 25th, 2008 12:20 pm (UTC)
Название хорошее...
kiowa_mike
Nov. 25th, 2008 09:05 pm (UTC)
Старалсо.
evgeny_smirnov
Nov. 25th, 2008 10:25 pm (UTC)
Вообще большинство ключевых положений палеонтологии, прописаных в современных школьных и прочих учебниках, являются такой ересью, что мама дорогая...
Но кто ж в учебнике напишет, что ничего не ясно. Вот и имеем то, что имеем. Субъективные выводы и личные мнения под соусом конечной истины.
kiowa_mike
Nov. 27th, 2008 12:15 am (UTC)
Ну да. Кстати, про ашельских людей. Вы что, сомневаетесь в их существовании в целом?
(no subject) - evgeny_smirnov - Nov. 27th, 2008 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Nov. 27th, 2008 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgeny_smirnov - Nov. 27th, 2008 07:26 pm (UTC) - Expand
bwana_max
Nov. 26th, 2008 05:27 am (UTC)
Что ж мешало африканцам напрочь извести слонов за дого до освоения континента европейцами? Такая гора мяса!
Подозреваю, что отсталым и немногочисленым племенам охотников куда эффективней потратить время для добычи пары антилоп без особого риска. И каждый шел своей дорогой. Конфликт же со возникал либо у скотоводов, либо у земледельцев.

kiowa_mike
Nov. 27th, 2008 12:12 am (UTC)
Да, конечно. Об этом пишут все те африканские исследователи, которые интересовались охотой африканцев - тот же Шомбургк, к примеру.
(no subject) - marigranula - Nov. 29th, 2016 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Nov. 29th, 2016 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 29th, 2016 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Nov. 29th, 2016 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 29th, 2016 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Nov. 29th, 2016 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 30th, 2016 05:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Nov. 30th, 2016 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 30th, 2016 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Nov. 30th, 2016 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 30th, 2016 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Nov. 30th, 2016 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 30th, 2016 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 30th, 2016 11:03 am (UTC) - Expand
Правильно. - kiowa_mike - Nov. 30th, 2016 11:18 am (UTC) - Expand
Re: Правильно. - marigranula - Nov. 30th, 2016 01:31 pm (UTC) - Expand
Правильно. - kiowa_mike - Nov. 30th, 2016 02:15 pm (UTC) - Expand
Re: Правильно. - marigranula - Nov. 30th, 2016 05:35 pm (UTC) - Expand
shish02
Nov. 26th, 2008 07:05 pm (UTC)
Спасибо! Интересная идея о проекции и т.п. Когда читал почему-то вспомнилась ирония Н.К. Верещагина (в записках палеонтолога)по поводу реконструкций жилищ из черепов и шкур мамонтов (кажется этим занимался Пидопличко)и вывод был похожий: скорее не убивали а собирали то что было и как умели использовали. А все же интересно какие-то новые интерпретации массовым захоронениям животных в последние годы были даны?
kiowa_mike
Nov. 27th, 2008 12:14 am (UTC)
Да пес его знает. Захоронений-то известно очень много (Оягосский яр, тот же Берелёх, Драй крик, несть им числа). Довольно очевидно,что к активности Хомо они отношения не имеют. Давно это было, дело тёмное...
sirin_from_shrm
Apr. 26th, 2009 11:15 pm (UTC)
Очень интересно! Давно мучаюсь вопросом, как в парадигме природоохранной теории и деятельности отделить зерна от плевел? Начиная с того, что непонятно, каким источникам и теориям доверять и заканчивая прогнозами и планированием - что нужно делать для того, чтобы свести ущерб, наносимый человеком окружающей среде, к минимуму? То есть на самом деле - какие действия надо предпринимать на разных уровнях, начиная с бытового, чтобы поддерживать естественное равновесие всех элементов биосферы?
kiowa_mike
Apr. 27th, 2009 12:08 am (UTC)
Да вот видите ли...
Здесь же нет ни абсолютных зёрен, ни абсолютных плевел... Ибо подавляющая часть таких рассуждений (и моё в том числе) связаны с т.н. "исторической реконструкцией". Которая сама по себе - дело ох какое мутное.
Вот, к примеру, о неандертальцах-кроманьонцах Торральбы. Я пишу об этом как о медицинском факте, а мои френды-геологи скромно так указывают - очень сомнительны датировки...
А вот я - фигли - не по датировкам же я специалист? Что написали умные люди. то, как попугай, и повторил.
А вообще - всегда стараюсь посмотреть процесс в цифре и в динамике. И не говорить априрори что процесс А находится в прямой зависимости от процесса Б, если кривые совпадают. Возможно, в то же время идёт неизвестный нам (или известный - но другой, не пересекающейся с нами группе специалистов) процесс, который дирижирует ими обоими.
Про "естественное равновесие".
Вот тоже - не всё так очевидно. Но для начала надо определиться с тем, что для нас значит слово "естественный". Ибо человечество, в принципе. трансформирует Землю по ЕСТЕСТВЕННЫМ ДЛЯ СЕБЯ критериям.
Грубо говоря, надо определяться с системой координат - а именно этого и нету в современном экологическом движении В ЦЕЛОМ - не только у нас.
(no subject) - sirin_from_shrm - Apr. 27th, 2009 12:22 am (UTC) - Expand
sirin_from_shrm
Apr. 26th, 2009 11:23 pm (UTC)
Еще хотела вот какой вопрос задать, хотя, может быть, это не Ваша специализация. В последнее время стала искать какие-либо общие, обзорные материалы по лесопользованию, лесохозяйствованию и лесоохране в России. Хотела найти что-нибудь типа исторического обзора. Но не нашла! Попались отдельные статьи, либо с привязкой к географическому положению какого-либо заповедника, либо посвященные какому-либо конкретному ученому или небольшому периоду истории, либо теоретические материалы по таксации и т.п. Вам не попадалось на интересующую тему что-нибудь по моему запросу? "История лесохозяйствования в России для чайников" :-)
kiowa_mike
Apr. 27th, 2009 12:01 am (UTC)
Хорошо, я спрошу. может, к Вашему приезду во Владивосток найдётся.
(no subject) - sirin_from_shrm - Apr. 27th, 2009 12:05 am (UTC) - Expand
( 49 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com