
Самое интересное в этой «модели руин» - это пояснительная надпись к ним, сделанная (что не часто встречается в Китае) не только по-китайски, но и по-английски: «Этот дворец простоял сотни лет, но был разрушен войсками белых варваров из Англии и Франции во время Второй опиумной войны в 1860 году».
Так вот, у меня сложилось впечатление, что революционные события ХХ века, начатые Сунь Ятсеном и завершенные Мао Цзедуном, трактуются ныне в Китае как революция не столько социальная, сколько национально-освободительная, как освобождение от эксплуататоров не внутренних, а иностранных. Императоры не смогли противостоять Западу, капитулировали перед ним, отдали Китай под власть иностранных угнетателей; а в результате революций Китай сумел сбросить иностранное иго, вернуть себе своё традиционное место в мире и вернуться на тот путь, по которому шёл тысячи лет, вплоть до XIX века. Коммунистическая идеология при этом выглядит как творческое развитие традиционного конфуцианства, приспособление его к реалиям XXI века.