
Пришёл как-то к нам на практику студент. Симпатичный, здоровый, умненький. И насмерть чокнутый на оружии - происходи это сейчас, точно был бы сурвайвалистом, тогда-то и слова такого не знали.
И ещё он знал про тогда доступное в СССР оружие всё. Ну или почти всё. Сыпал цитатами из Штейнгольда, возил папку вырезок из "Охоты и охотничьего хозяйства", побивал умными и неведомыми словесами угрюмых сибирских браконьеров, с которыми он во множестве столкнулся на кухне биологического стационара, где мы ожидали вертолёта.
И перед сезоном он только что купил первое в своей жизни ружьё.
Деньги на него копил три курса, потом (шёл период тотального дефицита, конец 80-х) где-то через товаровед, через задний проход выбрал он это своё ТОЗ-34, было оно у него в состоянии, как говорится "муха не сидела". Он с него пылинки сдувал.
Ох, лучше бы не сдувал.
Вылетели мы на места, где предстояло работать безвылазно в отрыве от цивилизации четыре месяца.
И пришли в нашу тундру олени. Надо было стрельнуть кого-то на котёл, тем более, что лицензии у нас были.
В общем-то, стрельнуть северного оленя летом совсем не сложно, даже в полностью открытой тундре и из гладкого ствола. А так как студент заявлял себя страстным охотником, а нам возиться лишнего было лень, то начальник мой, выйдя из домика, прикинул где находится ближайшее стадо, и доходчиво объяснил вьюношу диспозицию. Зайдёшь оттуда-то, ветер оттуда-то, по распадку, скрываясь в ручье спустишься к ним, а там, если не полный олигофрен - кого-нибудь да возьмёшь на мясо.
Студент, весь радостен, побежал умучивать зверушку.
Приходит через полтора часа, лица на нём нет.
- Убил? - спрашиваю.
А он мне молча протягивает ружьё с разорванными в районе чоков стволами. Вот как на фото примерно.
Ну, я сочувственно и спрашиваю - что, где-то стволами земли цепанул?
А он мне - да это не земля... Это я стволы предохранял...
- От чего? - прифигел я.
- От пыли... Я у Штейнгольда прочитал, если оружие долго хранится долгое время без использования, то, чтобы пыль в стволы не попадала, надо их затыкать войлочными пробками... Я вот про них забыл, стрельнул...
- А зачем от пыли стволы затыкать?
- А когда из запыленных стволов стреляешь, то пылевые остатки зеркальную поверхность царапают и выходит как-то нехорошо...
Смотрит он на эти разорванные концы и чуть не плачет.
И жалко мне его, с одной стороны, с другой - разбирает меня, конечно, с трудом сдерживаемый хохот.
Ну, ладно, на помощь пришла святая троица - ножовка по металлу, железная проволока и паяльные принадлежности. И стало его ТОЗ-34 краше прежнего, хоть и потрёпаннее.
Но зато мы после этого с цилиндрических стволов в совершенстве освоили стрельбу самыми разными пулями, достигнув в этом вполне впечатляющих результатов. Всех оленей на котёл нам стрелял только студент, и тоже вознёсся в своём мастерстве.
Вот только, думаю я, что он до сих пор, по прошествию тридцати лет, даже с девушками не предохраняется...