?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...но его насельников перерезали сидячие коряки...

Источник: Сергей Максимов, "Сибирь и каторга".

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
mdn_cor
Feb. 6th, 2018 02:31 am (UTC)
А это вряд ли. Чудное эхо бывало.
kiowa_mike
Feb. 6th, 2018 09:39 am (UTC)
Да. Там, кстати, ещё много всяких интересных вещей есть - возможно. и те, которые потом отозвались в рассказе Зензинова...
kapasev
Feb. 6th, 2018 04:10 pm (UTC)
По-моему это про Чикаево.
mdn_cor
Feb. 6th, 2018 11:23 pm (UTC)
А что было в Чикаеве?
kapasev
Feb. 7th, 2018 12:15 am (UTC)
"В поселке Чикаево на реке Анадырь по одну ее сторону жила семья пре-
старелых шаманов-эвенов, а по другую сторону жила шаманка-чукчанка.
Так случилось, что чукчанка заболела проказой и обвинила в этом своих
конкурентов – эвенов, якобы они напустили на нее порчу. Она изготовила
фигурку человека из ваты, осыпала ее сахаром, нашептала заклинание и бро-
сила в печь. Вскоре шаманы-эвены умерли. Все были убеждены в том, что
так шаманка расправилась со своими недоброжелателями ..."
mdn_cor
Feb. 7th, 2018 04:30 am (UTC)
Интересный какой поединок шаманов. А из какого автора фрагмент?
Насчёт вырезанного скита можно предположить несколько источников (с разной вероятностью) для формирования слухов, имея в виду минимум два условных мотива: разорение коряками (или другими аборигенами-злодеями) русского поселения на подконтрольной Анадырску территории; убийство монахов (шире – лиц духовного звания). Можно добавить и мотив «закрытого объекта», каким по сути является скит. Если очень коротко и навскидку, то:
1. Осада сидячими коряками (с побитием части жителей за его пределами) и разорение Олюторского острога в 1733 г.
2. Разорение Акланского острога коряками в 1746 г., правда, без жертв.
3. Разорения (с убийствами) чукчами русских торговых поселений на Анадыре в самом конце 18 - первой пол. 19 вв.
4. Убийство иеромонаха Флавиана со свитой (а также с утварью и образами) в 1745 г., на пути в Анадырский острог, кажется, на Ягаче (постарались коряки оленные вместе с сидячими).
5. Легенды о русском поселении-крепости на Аляске, на реке Хеуверен, циркулировавшие в 18-19 вв и сформировавшиеся, кажется, именно в среде анадырских витязей. Там фигурировали молящиеся.
Ну а само по себе "вырезание" коряками могло быть не позже ~1750-х гг.
kiowa_mike
Feb. 7th, 2018 04:33 am (UTC)
Ууууу...
Может, и так. А может - вообще хрен знает от чего отразившийся звон. Я сегодня выложу кусок, который перекликается с зензиновской историей о русскоустьинцах...
mdn_cor
Feb. 7th, 2018 05:38 am (UTC)
Re: Ууууу...
Но тот самый хрен подсказывает, что таинственные объекты отражения всяко должны обладать определёнными характеристиками и хронологической позицией. В случае с Максимовым слух, им воспринятый, насколько я понял, не младше начала 1860-х.
kapasev
Feb. 7th, 2018 03:52 pm (UTC)
Re: Ууууу...
Чикаево подходит под описание: в лесу, на острове между Танюрером и Анадырем.
kapasev
Feb. 7th, 2018 03:48 pm (UTC)
"А из какого автора фрагмент?"


Вдовин И.С. Чукотские шаманы и их социальные функции // Пробле-
мы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам вто-
рой половины 19 – начала 20 в.) – Л., 1981.

Edited at 2018-02-07 03:50 pm (UTC)
mdn_cor
Feb. 7th, 2018 11:06 pm (UTC)
Re: "А из какого автора фрагмент?"
Спасибо. Сто лет эту статью не пересматривал. Теперь перечту.
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com