?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



ТОЗ до эпохи пара.

Сколько же стоила паровая машина ТОЗ, внедряемая в народное хозяйство в течение четверти века?
По распоряжению военного министра Барклая-де-Толли от 18 июня 1810 г. заказ паровой машины предоставлялся генерал-лейтенанту Бетанкуру. И 23 февраля 1811 г. Бетанкур (на французском) писал императору, что добился у подрядчика Берда снижения стоимости заказа со 154060 рублей до 150000 рублей. Деньги эти распределялись так:
Паровая машина с цилиндром 26 дюймов, 5 футов размахом и силой против 26 лошадей ..... 30000 рублей;
Медный котел в 275 пудов по 60 рублей ................................................ 16500 рублей;
Арматура (чугунные крышки, паровые и водяные трубы, краны, затворки, связи)............ 6500 рублей;
Трансмиссия (главные лежачие и стоячие валы, подшипники, колеса, подушки)............. 18500 рублей;
40 вертельных станков для стволов с ременным приводом по 425 рублей................... 17000 рублей;
40 токарных станков для точения стволов с ременным приводом по 1200 рублей.............48000 рублей;
48 машин для полировки внутри стволов с ременным приводом по 250 рублей ...............12000 рублей;
8 чугунных рам с приводами для действия точил по 575 рублей.............................4600 рублей;
8 полировальных кругов с приводами и принадлежностями по 120 рублей......................960 рублей;
____________________________________________________________________________________________________
Итого.................................................................................154060 рублей


По ссылке - читать, там ещё масса интересного.

В 1829 г. Николай Павлович, посещавший ТОЗ в 1816 г. Великим князем, и в 1826 г. императором, приказывает новому командиру завода генерал-майору Философову составить планы завода с условием приводить его в действие одними паровыми машинами. Всё еще стоящую машину в 26 лошадиных сил предполагалось пустить в ход и приспособить для выделки белого, то есть - холодного, оружия.
Но к пожару 29 июня 1834 года, опустошившему значительную часть Тулы и уничтожившему здания ТОЗа, машина не работала. (Инспектор оружейных заводов военный губернатор Тулы Штаден обмывал в тот день новое имение в 25 верстах от города, а прехавший из СПб Философов отправился сразу туда...) Однако ее трехэтажный каменный корпус уцелел. И возрождение завода началось с пуска 1 марта 1835 г. станков для внутренней и наружной отделки ружейных стволов, приводившихся в действие этой самой паровой машиной...
Четверть века. Несколько высочайших рескриптов. Катастрофический пожар. Вот что потребовалось для введения в действие одной-единственной паровой машины в 26 лошадиных сил...

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
michail_tz
Feb. 28th, 2018 01:47 am (UTC)
Все-таки какие-то там очень другие были лошадиные силы.
Даже с учетом того, что на все станки не хватило.
kiowa_mike
Feb. 28th, 2018 06:18 am (UTC)
Думаю я, нормальные. 1 л.с. - 1 квт.
pugach_74m
Feb. 28th, 2018 07:16 am (UTC)
предполагаю,что дело в "крутящем моменте"
не зря же ведь паровые л.с . называли "индикаторными"
michail_tz
Feb. 28th, 2018 11:10 pm (UTC)
Не один к одному, поменьше. Примерно три четверти киловатта, но дело не в том.
На те "меньше полусотни" в итоге задействованных станков приходилось хорошо если по двести ватт, считая современными лошадиными силами. Это мощность самого-самого дешевого настольного токарного станка, как правило для дерева-пластика, металл такой мощностью обрабатывать не рекомендуют. А тут вертельные (если я верно понимаю, сверлильные?) станки для стволов.
Вроде даже и сходится, но осознается все равно с трудом.

А уж если смотреть на современный транспорт (pugach_74m совершенно прав насчет крутящего момента, но я больше про восприятие) - что там близко по мощности? ИЖ-Планета, Вихрь? И полсотни станков, да?..
Двадцать шесть сил приводят в движение целый цех металлообработки. Плохо ложится в голову, плохо.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com