
ТОЗ до эпохи пара.
Сколько же стоила паровая машина ТОЗ, внедряемая в народное хозяйство в течение четверти века?
По распоряжению военного министра Барклая-де-Толли от 18 июня 1810 г. заказ паровой машины предоставлялся генерал-лейтенанту Бетанкуру. И 23 февраля 1811 г. Бетанкур (на французском) писал императору, что добился у подрядчика Берда снижения стоимости заказа со 154060 рублей до 150000 рублей. Деньги эти распределялись так:
Паровая машина с цилиндром 26 дюймов, 5 футов размахом и силой против 26 лошадей ..... 30000 рублей;
Медный котел в 275 пудов по 60 рублей ........................................
Арматура (чугунные крышки, паровые и водяные трубы, краны, затворки, связи)............ 6500 рублей;
Трансмиссия (главные лежачие и стоячие валы, подшипники, колеса, подушки)............. 18500 рублей;
40 вертельных станков для стволов с ременным приводом по 425 рублей................... 17000 рублей;
40 токарных станков для точения стволов с ременным приводом по 1200 рублей.............48000 рублей;
48 машин для полировки внутри стволов с ременным приводом по 250 рублей ...............12000 рублей;
8 чугунных рам с приводами для действия точил по 575 рублей.............................4600 рублей;
8 полировальных кругов с приводами и принадлежностями по 120 рублей......................960 рублей;
________________________________________
Итого...................................
По ссылке - читать, там ещё масса интересного.
В 1829 г. Николай Павлович, посещавший ТОЗ в 1816 г. Великим князем, и в 1826 г. императором, приказывает новому командиру завода генерал-майору Философову составить планы завода с условием приводить его в действие одними паровыми машинами. Всё еще стоящую машину в 26 лошадиных сил предполагалось пустить в ход и приспособить для выделки белого, то есть - холодного, оружия.
Но к пожару 29 июня 1834 года, опустошившему значительную часть Тулы и уничтожившему здания ТОЗа, машина не работала. (Инспектор оружейных заводов военный губернатор Тулы Штаден обмывал в тот день новое имение в 25 верстах от города, а прехавший из СПб Философов отправился сразу туда...) Однако ее трехэтажный каменный корпус уцелел. И возрождение завода началось с пуска 1 марта 1835 г. станков для внутренней и наружной отделки ружейных стволов, приводившихся в действие этой самой паровой машиной...
Четверть века. Несколько высочайших рескриптов. Катастрофический пожар. Вот что потребовалось для введения в действие одной-единственной паровой машины в 26 лошадиных сил...