Решение поддержать санкции и отказаться от использования северокорейских рабочих было принято в первую очередь под давлением Китая. В конце 2017 года Пекин действовал единым фронтом с Вашингтоном, пытаясь загнать КНДР в угол и, лишив правительство в Пхеньяне средств, добиться уступок по ракетно-ядерному вопросу. Однако решение это едва ли пойдет на пользу России, и в еще меньшей степени от него выиграют северокорейские рабочие, которых многие правозащитники собирались «спасать».
Россия и в особенности Дальний Восток лишаются рабочих рук – квалифицированных и малопроблемных. Местные власти всегда подчеркивали, что северокорейские рабочие практически не создавали проблем ни государству, ни населению. Играла роль тут и природная законопослушность корейцев, и жесткая дисциплина, которая поддерживается среди северокорейских рабочих.
С другой стороны, отзывы о работе строителей из КНДР были в подавляющем большинстве весьма положительными. Конечно, северокорейские бригады были склонны к спешке – неизбежный результат того, как была организована оплата их труда, но в целом по критерию цена–качество они превосходили и иных гастарбайтеров, и местных.
Но больше всего пострадали сами «освобожденные». Хотя экономическое положение КНДР улучшается, страна остается очень бедной. Запрет на импорт рабочей силы будет означать, что сотни тысяч северокорейских мужчин, которые при других обстоятельствах с энтузиазмом отправились бы на заработки за границу, будут с трудом сводить концы с концами. При этом большинство из них составляют те, кого в иные времена назвали бы «цветом рабочего класса», – люди инициативные и трудолюбивые, готовые и тяжело работать, и учиться новому.
Наконец, отъезд рабочих означает и дальнейшее ослабление «мягкой силы» Москвы на Корейском полуострове. Из разговоров с жителями КНДР, успевшими поработать в России, становится ясно, что, несмотря на все проблемы, с которыми они сталкивались, в целом типичный рабочий возвращается из России, питая немалые симпатии к нашей стране и ее людям.
Но, как уже было сказано, все это остается в прошлом. Скорее всего, в ближайшее время последний северокорейский рабочий покинет Россию. К сожалению, заканчивается еще одна глава в долгой (и не всегда простой) истории отношений России и Северной Кореи, и заканчивается она, прямо скажем, несколько нелепо и печально.