kiowa_mike (kiowa_mike) wrote,
kiowa_mike
kiowa_mike

Categories:

Евгений Басов о том где и как проходит размежевание по национальному вопросу на Чукотке.

Так происходит и на Чукотке. Самый сильный ударом по традиционности был нанесён не советской властью, с её пресловутыми интернатами, а после 1990-х годов айфонами и кока-колой, одним словом - обществом потребления. О национальном патриотизме очень приятно говорить на тёплой кухне смотря на ютюбе фильм о героической жизни северных кочевников. Декабрьской морозной ночью в тундре, окарауливая стадо о патриотизме не говорят и даже не думают. Старики думают, как с зарплаты отправить детям в город или посёлок денег, а молодёжь, когда случится оказия, чтобы выбраться в посёлок. Не все оленеводы хотят жить в посёлке, но большинство. Особенно женщины.

...

В советское время два мира: местный традиционный и промышленно-пришлый жили рядом, но почти не соприкасались. При насыщении города сельскими жителями происходит деградация городской культуры. Это характерно не только для Чукотки, это один из урбанистических законов. Чтобы не уходить в дебри - в райцентрах начался межэтнический процесс взаимодействия: "вас тут не стояло" и "понаехали". Острых форм неприязни переросших в националистическую фазу не происходило, но бытовой национализм расцвел махровым цветом. Процесс оттока из села в города продолжается и сегодня. Но за 20 лет уровень межэтнической напряжённости несколько спал. Народ пообвык друг к другу. Если этот процесс переселения и межэтнических трений был вызван экономической ситуацией, то следующий удар в этнический улей сделала власть. В плохо заживающую, но всё-таки заживающую рану совместного сосуществования "приезжих" и коренных власть "высыпала" мешок соли под названием "льготы коренным жителям".

...

С середины нулевых на Чукотке, пусть и в лёгкой форме, запущен процесс сегрегации по расовому признаку - в учебниках истории это называется фашизм, нацизм и апартеид. Разделение может и должно быть только по профессиональному признаку: оленеводы, шахтёры, водители, морские охотники и т.п. У каждой из профессий есть своя специфика, которая требует дополнительных мер поддержки или стимулирования. К примеру, молоко за вредность или санаторно-курортное лечение. К слову, в советское время были оленеводы не чукчи: татары, русские, украинцы. По закону, в котором мы живём сейчас, они бы не имели права безлицензионного лова рыбы или охоты.

...

Сегодня, кажется делается всё, чтобы разделить народы живущие на Чукотке и России. Одним из эффективных инструментов межнациональной розни служат ассоциации, общественные организации и партии создаваемые по национальному признаку. Цель подобных организаций, в первую очередь - политическая борьба за власть. Эта борьба может носить завуалированные формы и прикрываться различными культурными лозунгами о самосохранении. Но в идее подобных организаций всегда лежит принцип сегрегации по национальному признаку: я, ассириец/таджик/мариец и т.п. и я имею особые права.

...

Право граждан на свободу союзов, в том числе и по национальному признаку, разумеется никто не запрещает. Но вот финансировать подобные союзы из госсредств это - непродуманная и опасная для государства политика. Сегодня подобную политику проводят в России в целом и на Чукотке в частности. Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки финансируется из регионального бюджета. Для чего нужна эта организация? Бороться за права коренных жителей? А чем коренные жители, живущие в посёлках и городах отличаются от остальных жителей? Какие могут быть особые права у бухгалтера или водителя чуванца отличные от учителя калмыка? Верно, никаких. Особые права, могут быть у профессиональных союзов: оленеводов, морских охотников и т.п. Вот эти организации могут и должны поддерживаться государством. Не все коренные жители оленеводы и морские охотники. Больше скажу, традиционными промыслами занимаются сегодня на Чукотке в лучшем случае 30%.

...

Какие могут быть дела у коренных народов Чукотки отличные от остальных граждан? Оленеводство и морской промысел? Так это компетенция Сельхоз департамента. Никаких, кроме политических, дел быть не может. Мы, жители Чукотки учимся в одних школах, посещаем одни музеи и концерты. Живём в одних домах. Работаем в одних организациях и учреждениях. Зачем нас разделять на политическом уровне? Зачем делить народы на своих и чужих? В подобной политике закладываются основы межнациональной розни. Разделяй и властвуй. Выигрывают политические элиты, проигрывает народ.


Это выдержки, читайте по ссылке всё, там очень здраво.

Я вот читал-читал, потом вдруг вспомнил. Не так давно один из национальных лидеров коренных малочисленных народов Севера, живущий, по очереди, то в Москве, то в Лондоне (а вы чего хотели, а?), написал серию разоблачительных статей по поводу одного персонажа, который стал заправилой делами на его малой родине. В общем - и рыба, и мясо, и лес - его, и гранты, и дотации - тоже он все к рукам своим прибрал, и родственников своих на хлебные места расставил, и односельчан он обжуливает, и часовню, естественно - тоже он.

Я вот знаком немного с одним из этой пары и - ну, значительно больше - со вторым.

И когда читал разоблачения нашего москвича-лондонца, вскипала во мне та же классовая ненависть, которая вскипает всякий раз, когда я читаю. как человек из Бостона-Кракова-Севильи пытается рассказать нам в очередной раз "как обустроить Россию".

Ок, раз ты так всё знаешь и такой умный - давай к нам. Давай к себе, на свою малую родину (ты ж понимаешь, что этот, плохой, мужик занял ТВОЁ место - такого всего умелого и хорошего, ведь правда?), организуй образцовое хозяйство, покажи как надо сделать так чтобы рыба, пушнина, мясо, лес шли на общее благо. Как построить малый бизнес, превратить его в большой, сделать так, чтобы... Ну, скажем, на тебя не жаловались. Уголовные дела не открывали. И какой-нибудь мудило из Москвы-Лондона разоблачениями не занимался.

Здесь Родос, здесь прыгай.
Tags: Россия, Чукотка, национализм, общество, политика, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments