
Надо сказать, что я начал читать Норвича, вероятно, с наименее удачной его книги - "Срединное море", которое оставило у меня, при чтении первой трети, не очень хорошее впечатление. А потом ничего, втянулся.
Следующие же его книги мне вполне понравились - и "Венецианская республика", и "Нормандцы на Сицилии".
Поэтому я, несколько вздохнув, взялся и за эту.
Вздохнув - потому что историю Византии я несколько раз пытался освоить в самых разных вариантах - от чтения переводов Льва Диакона, Прокопия Кесарийского и Михаила Пселла до трёхтомника "История Византии" под редакцией академика Сказкина.
И всякий раз чтение этих бесконечных умертвий, выкалывания глаз, вырывания ноздрей, сжигания в бронзовых быках и замуровывания заживо вызывало у меня совершенно гнилостное чувство.
В общем, оно и сейчас у меня таким осталось.
Вот как у меня было ощущение, что существовал этот искусственно воздвигнутый колосс, отторгнутый от материнской ткани (т.е. Римской Империи), который тупо гнил полтора тысячелетия, мешая всем и вся, на берегах Босфора - так оно и укрепилось. Перефразируя слова Льва Толстого - "Ничему хорошему не помогая, и ничему вредному не мешая".
Вообще, чертовски жалко, что когда-то этот труп не удалось уничтожить ни болгарам, ни славянам - не исключаю, что если бы именно они закрепились на Геллеспонте, срыв нахрен этот всем надоевший Царьград, мусульманам не удалось бы проникнуть в восточную Европу.