
Как человек, изучавший чукотское оленеводство как отрасль в советское время, скажу - тогда это была ещё более чёрная, и ещё более дыра. И Женя здесь описывает не всю картину, а лишь некоторые аспекты - всю - боится, видимо. И я понимаю, почему. Я б тоже опасался, если б жил в Анадыре и считал себя связанным с регионом.
Чукотское оленеводство, с экономической точки зрения - доменная печь, которую неустанно топят дензнаками. Ежегодно в домну закидывают миллиард рублей. В 2020 году на чукотское оленеводство выделено уже 1,2 млрд. рублей! Стабильное и достаточное финансирование отрасли это хорошо. Хорошо должно быть оленеводам, хорошо должно быть потребителям - ведь оленеводство существует не само по себе, его цель обеспечить население мясом. Но реальность, конечно же прозаичнее: не хорошо, ни тем, ни другим. Официально средняя зарплата в отрасли в 2017 году (более поздних данных в открытых источниках не нашёл) - 48,3 тыс. рублей. Если бы я назвал эти цифры знакомым оленеводам они, чуть расширив глаза, сказали: "Коо!", - что можно было бы трактовать от "да ладно" до, примерно, "ни чего себе", потому как получают в районе 30 тысяч. Не сомневаюсь, есть те кто получает 50 и больше, но факт остаётся фактом: не высокие зарплаты у среднестатистического оленевода.
С продукцией оленеводства тоже не всё так радужно - в большинстве посёлков оленины нет, а там где есть она стоит примерно столько же как говядина или свинина, привезённая с материка. Анадырь, как столица и главный потребитель оленины, был на особом положении - в город мясо везли. Но в прошлом году из-за разгильдяйства администрации оленеводческого хозяйства, в соседнем селе спалили забойный пункт и город остался без оленины.
Кстати, в каментах ахуенно умные люди говорят, что в нанояранге всенепременно заложен распил бабла, воровство и кумовство.
Даю справка, как говорил незабвенный Руслан Имранович (ахуеть, по-моему, я один его помню).
Совершенно нет.
Во-первых, логика создания этого проекта может быть такая.
В Москве, может, считают, что надо поддерживать какой-нибудь НИИ модульных конструкций и синтетических материалов. И разработка этой яранги позволила человекам сорока кормиться в течении года, а также кормить свои семьи.
Ок, НИОКР прошёл. деньги списали, начали делать яранги.
А теперь - внимание - одна из самых распространённых армейских палаток в России, Тенгу 62Т стоит 100 тыс. руб. Эта яранга - даже тупого материала потребует раз 5 больше. Серийность её - ниже раз в 100, считай, штучный товар. Если ей покрытие ещё из мембраны сделать... Дешёвка, товарищи, уверяю вас - дешёвка... Надо брать...

Comments
P.S. И вполне вероятно, что через какое-то время эта нанояранга, покрывшись ровдужными и брезентовыми заплатками, приобретёт более, так сказать, аутентичный вид.
Edited at 2020-01-26 01:53 pm (UTC)
Называется ratchet effect.
Пока живут в ярангах; плоды цивилизации ограничены винчестером и руль-мотором с фактории - все нормально.
Потом для индейцев начинают строить дома, возить детей в интернаты на цесснах... И начинаются дотации - пока перонистская экономика растет, все хорошо.
Потом схлопывается - а затраты уже назад откатить нельзя, и индейское хозяйство становится неэффективным навсегда.
А в СССР возили вертолетами, который на порядок дороже цессны. И климат не как в Аргентинах с Бразилиями, где в лесах много диких обезьян.
Edited at 2020-01-26 06:01 pm (UTC)