Интересная книга о предшественнике всех и всяческих принципатов.
С одной стороны - хорошо и подробно расписана политическая система поздней Республики - консулат, преторий, эдильская служба, трибунат, цензорство.
Так как приход Суллы к власти происходил на фоне вполне определённых событий, то события эти расписаны чрезвычайно подробно, и частично подменяют собой описания пути самого Суллы.
Но события даны по нескольким источникам, и эти источники сопоставляются авторами, что полезно. И оговариваются сроки их написания - что тоже полезно для человека, плохо знакомого с соотнесением источников по истории Рима с временной шкалой - просто один из ближайших общедоступных авторов (причём, самый авторитетный) творил почти через двести лет после описываемых событий. На наши деньги - если б сегодня Гоблин начал описывать эпоху Николая I.
Что до самого Суллы - очень и очень производит впечатление уровень юридической подкованности высших магистратов. На самом деле же его захват власти - это не "левая нога зачесалась стать царём" - а реальная попытка переустроить государство в соответствии с некими представлениями о госстроительстве, не очень отличавшимися от общепринятых. Заметим, что когда он посчитал свою задачу выполненной, то ушёл в отставку к блэкджеку и шлюхам.
Ну и по своему характеру - он, как мне представляется, никаким чудовищем не был, как не был даже особо жестоким человеком.
Просто имел привычку додумывать вещи до конца. И их доделывать.
Нет человека - нет проблемы. Надо взять деньги - отобрать у тех, у кого есть. Кстати, формальности, которыми он обставлял свои проскрипции и конфискации - вершина правовой мысли по сравнению с национализацией во время Французской революции и при большевиках.
А все эти реки крови - отсутствие сдерживающего начала религии гуманистического характера - христианства, ислама и пр.
В общем-то, мы вернулись к этому витку на этапе нацистов/большевиков.
Из минусов книги - отмечу некоторую конспирологию в изложении и обилие современного сленга.