?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



"Всегда была сложной и проблема набора необходимого количества экипажей для обслуживания морского пути в Индию. Матросы для океанического плавания не рождаются за один день, а потери от болезней и высокая смертность всегда были характерны для морских переходов в Индию. Есть раннее свидетельство 1505 г., как в матросы набирались совершенно неграмотные деревенские парни, о чем писал хронист Кастаньеда, рассказывая анекдотические истории о селянах-моряках. Эта «деревенщина» не могла отличить правого борта от левого, когда судно уже выходило из устья Тежу, и, чтобы помочь им ориентироваться, на один борт повесили связку лука, а на другой – чеснока. «Теперь, – было сказано лоцману, – достаточно приказать матросам повернуть штурвал на лук или на чеснок, и тогда они быстро все поймут». На это можно смотреть как на исключительный случай, однако на протяжении трех столетий существования морского пути в Индию не снижалось количество жалоб, что вместо опытных матросов на флот приходят портные, сапожники, лакеи, пахари и молодые новобранцы (mocos bizonhos), несмотря на строгие правила, призванные пресечь подобные нарушения. В 1524 г. осведомитель в Кочине сообщал в Португалию, что на всю Индию было всего лишь 300 португальских матросов, «включая больных и здоровых». Диогу ду Коту в 1558 г. уверял, что в Гоа насчитывалось всего лишь около 400 португальских матросов, пригодных к службе, что было исключительным показателем. Нехватка моряков в Европе особенно обострилась во время существования союза двух иберийских монархий с 1580 по 1640 г., когда многие португальские матросы предпочитали поступать на службу к испанцам, поскольку они платили больше и короли Испании были готовы и дальше пользоваться их услугами. Это объяснялось тем, что испанцы также все время испытывали нехватку моряков. Капитан Огастес Херви сообщает, что, когда испанский флот в 1731 г. отплыл из Кадиса в Ливорно, «матросы были настолько не обучены морскому делу, что снасти, погруженные на борт в невероятной спешке, были помечены с помощью игральных карт, и команды им подавались соответственные: «Тяни туз пик!», «Крепи червонного короля!»".

Чарлз Боксер. Португальская империя и её владения.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
babs71
Jul. 4th, 2020 06:15 pm (UTC)
"И прекрасно разбирается в картах". ;-)
shurikk77
Jul. 4th, 2020 06:41 pm (UTC)
Капитан Врунгель его слабость в достоинство определил ;)
chukch_reader
Jul. 4th, 2020 06:22 pm (UTC)
f_l_y
Jul. 4th, 2020 07:43 pm (UTC)
напомнило петровские "сено! солома!"
teoretik_01
Jul. 4th, 2020 08:36 pm (UTC)
что являеццо подтверждением постулата марксистско-ленинской философии о том, что мир един.
denalt
Jul. 4th, 2020 10:26 pm (UTC)
Я это в двух местах читал:) Про карты - капитан Врунгель конечно, но и лук/чеснок полный аналог сено/солома из рассказов про реформы Петра:)
qebedo
Jul. 4th, 2020 10:42 pm (UTC)
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2023
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Comments

  • kiowa_mike
    2 Feb 2023, 10:46
    Может, и есть.
  • kiowa_mike
    2 Feb 2023, 10:42
    Ну так ведь тогда и по вашим словам успех, сила, "добиться" - явно что-то более сложное и менее однозначное подразумевают.

    А возвращаясь к исходному - можно поглумится над неразумной девицей, да…
  • kiowa_mike
    2 Feb 2023, 10:12
    Ну, упасть можно и после того как добился, и даже лет двадцать на верхушке посидел. Причём, сделать это самостоятельно, и это тоже будет ему казаться успехом. И много людей еще за собой потянет. И…
  • kiowa_mike
    2 Feb 2023, 10:10
    Так я опиралась на ваше. На то, что успех - добиться чего угодно своего, что слабо кореллирует с фэйлом.. То есть если человека отправило взад(особенно если по итогу его действий, но так бывает не…
  • kiowa_mike
    2 Feb 2023, 10:06
    Да, только речь же про успешность?
    Можно быть замечательным человеком, получить или выбрать сложную стезю. Можно соблазниться и скорраптиться, или просто себе внезапно удивиться. Или можно понимать…
Powered by LiveJournal.com