?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Признаться, удовольствовался первой третью его книги «Земля солёных скал». Дальше читать было лень, да, в общем-то, и достаточно. По нижеприведённым отрывкам лично мне очевидно, что автор к моменту написания никогда не был в местах, про которые он говорит.

"Земля солёных скал".

«Я привел тебя в чащу и хочу, чтобы ты познал ее…
Взгляни, там со старых огромных деревьев ниспадают до самой земли темные покрывала мха, зеленые и бурые».
Лес в описываемом регионе – не сомкнутый, а довольно разреженный, как северо-восточное лиственничное редколесье – от ели до ели 20 – 50 метров. Описание соответствует не долине Маккензи, а тихоокеанскому побережью Канады, картинки которого и видел, скорее всего, автор при написании этой книги.

«Между крыльями подковы, посередине, на просторном пустом месте, стоит тотемный столб из липового дерева»…
Ближайшая липа растёт в паре тысяч километров от описываемой территории.

«Есть мне не очень хочется, но я все же нанизываю на стрелу кусочек мяса и начинаю печь его над пламенем костра. Я сижу рядом с Непемусом и смотрю на огонь».
Изготовление стрел – дело очень ответственное, на него уходит труд и время. Молодой мудак ещё может такое себе позволить (хотя, если он в жизни выстрогал их хотя бы десятка три – то очень вряд ли), но здесь он, вдобавок, под присмотром наставника!

«Покрытый темной, густой, всегда вздыбленной на хребте шерстью, этот пес с широкой грудью и сильными ногами – настоящий вождь своего рода – один справлялся с четырьмя лесными волками».
Ничего кроме хихи не скажу. Впрочем, это обычное хвастовство собачника.

«Чаща все больше меняла вид. Лес редел. Исчез можжевельник, кусты тен кве – шиповника. Все реже блестела кора сосен, все чаще появлялись ели».
Сосен там нет вообще. Территория, на которой дескать кочуют шеванезы – редкостойная темнохвойная тайга.


«Смазанные жиром волосы блестели в свете огня, как мех тюленя, вынырнувшего из воды».
Сравнение, невозможное для лесного и равнинного индейцев. Тюленей в лесу нема.

«Чаща для меня то, чем был для тебя еще вчера типи нашей матери. Перед тем как я сюда пришел, я, как и ты, ничего не знал». – говорит герою старший брат.
Человек, кочующий вместе с семьёй (хрен с ним – с племенем) по лесу учится каждый день, каждую секунду. Поэтому к 10-12 годам он может ЧЕГО-ТО не знать, но сказать, что я НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ - просто не может. Он уже будет знать больше, чем городской турист, выезжающий в походы каждый отпуск и «длинные выходные» узнает за десять лет.

«Когда все были в сборе, приехал на коне Овасес, а за ним бежал неоседланный мустанг».
В тех районах мустанги не живут. Вообще не живут лошади, которых не подкармливают фуражным кормом.

«Лезвие ножа слабее любого из медвежьих когтей. Лезвие ножа можно сломать даже о ветку дерева, а медведь своими когтями может разломать и скалу».
Полное хихи.

«– У Овасеса собирается совет воинов. Если не будете крикливыми, как дикие поросята, я возьму вас с собой к палатке послушать, что будут говорить старшие на совете».

Ближайшие дикие свиньи (пекари) не жили и близко от области распространения шауни (шеванезов). Это Техас, несколько тысяч километров от среднего Запада, там где их мог встречать Высокий Орёл. В Канаде их не было в принципе как класса.

«Там горел костер, и как раз в эту минуту где то близко послышалось кваканье ночной жабы».
Жаб там нет. И они не квакают.

Я опускаю путаницу в названиях куньих, относя это за счёт возможной ошибки переводчика. Но ни соболей, ни хорьков на Маккензи нет.

«В конце второго дня, когда в селении уже разжигали вечерние костры, чтобы зажарить убитого Сломанным Ножом оленя, к Месту Большого Костра примчался один из молодых воинов нашего рода. Я сразу узнал его – это был Желтый Мокасин. Он был весь покрыт красновато серой пылью большой равнины».

От большой равнины до верховий Маккензи сотни километров

«К счастью, Танто удалось схватиться за нижнюю ветку большого граба».
Ну нету грабов на Маккензи!

«– О Нана бошо! Позволь мне убить в твоей стране белого кролика, выпусти на мою тропу одного маленького зверька!»
Дело происходит летом, даже зайцы-беляки в это время серого цвета. Белыми кролики бывают только в клетках. Где их, судя по всему, и наблюдал автор.

«Впереди шагал большой, как прибрежная скала, рогатый бык, солнце зажгло белые огоньки на его рогах. Он шагал, топая копытами, не заботясь о шуме, который поднимал, гордый, как великий вождь. За ним шла лань, а рядом с ней семенил на дрожащих, худых, слабеньких ножках маленький олененок».
Отбросим оленя и лань как семейную пару. (Ланей в Америке нет). Более того, самцы оленьих держатся вместе с самками только короткий период – осенью и частично – зимой. Но рога у оленя вырастают только тогда, когда оленята становятся размером практически с небольшую самку. Здесь же описан рогатый самец и новорожденный оленёнок. Так не бывает.

«На берегу речки мы увидели небольшой снежный бугорок. Осторожно подошли близко к нему и увидели, что он тщательно сложен из веток и камней.
Мы отбросили несколько веток сверху – это был медвежий тайник, полный мороженой рыбы».

Медведь рыбу не накапливает и не морозит. Он наоборот, её растаскивает по разным лёжкам и квасит. Когда рыба замерзает, мишки уже давно спят.

«Однако ни наша настойчивость, ни наша храбрость, ни наши поиски, продолжавшиеся по целым дням, не приносили желанной добычи. Норы были под снегом. Следа их не мог найти даже нюх Тауги. Только раз удалось нам напасть на след маленького зверька, и вот после трех недель охоты мы принесли в лагерь худого кролика с белым мехом и черными кончиками ушей».
Судя по описанию – это заяц-беляк, который нор не роет.

«Он как безумный убегал от огромного черного медведя. Страх лишил белого остатка разума: он бежал вверх – медведи же медленнее бегут вниз».
Абсолютная байка, непростительная для выросшего в лесу человека.

Добавлю – чисто из некоторого знания истории Северной Америки. Сат-Ок родился в 1920 году. Ко времени, описанному в книгах – 1932-1935 гг. – «индейский вопрос» был прочно закрыт даже в Штатах, не говоря о Канаде, где взаимоотношения индейцев с белыми были значительно более толерантны.

И ещё. Огнестрел. Которого индейцы Суплатовича практически не знают. В тридцатые годы 20 века, ага. Когда масса индейцев даже в армии отслужила, и в Великой Войне приняла участие. Вообще, в северной Америке у индейцев оружия было полно, даже термин такой существовал - "индейское торговое ружьё". Тем более в Канаде, на её Северо-Востоке, где всё было напичкано капсюльным и кремневым оружием.
У индейцев же Суплатовича ТОЛЬКО луки и стрелы. Они даже растояние в "полётах стрелы" меряют. (Кста, лучники, читающие мою уютную жж-ешку - это что такое?)? Об огнестреое они говорят, употребляя выражение "огненное оружие белых". В то время как уже минимум 200 лет в этом регионе оно было и индейским оружием.
Почему так?
Потому что Суплатович - писатель СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ Польши. И ему в голову не приходит, что в стране с "кровавым противостоянием" (которого уже тоже не было лет 40 к тому времени даже в Штатах - и он об этом тоже не знает) индейцы могли откуда-бы-то-ни-было получать огнестрельное оружие. Тем более - легально.

К слову – примерно на той же территории, где кочевало племя Сат-Ок’а проходила экспедиция Сэмюэля Хирна полтораста лет до описываемых Суплатовичем событий. Сравните…

Comments

( 135 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
mistle_real
Jul. 5th, 2010 06:25 am (UTC)
Т.е., в общем - развесистая клюква?
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 06:32 am (UTC)
Да. Сейчас ещё небольшой апдейт сделаю.
(no subject) - mistle_real - Jul. 5th, 2010 11:27 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - kiowa_mike - Aug. 28th, 2012 02:38 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - kiowa_mike - Aug. 28th, 2012 09:32 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - kiowa_mike - Aug. 29th, 2012 04:59 am (UTC) - Expand
fnk
Jul. 5th, 2010 06:44 am (UTC)
О, спасибо за апдейт, аргумент про оружие особенно убедителен.
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 06:49 am (UTC)
Для меня лошади более убедительны. Племя фриков-оружененавистников я себе представляю (как японцы в эпоху до-Мэйдзи), но лошадям надо чё-то жрать...
(no subject) - fnk - Jul. 5th, 2010 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - fnk - Jul. 5th, 2010 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - fnk - Jul. 5th, 2010 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - fnk - Jul. 5th, 2010 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 11:17 am (UTC) - Expand
Спасибо! - fnk - Jul. 5th, 2010 11:21 am (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 12:04 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - fnk - Jul. 5th, 2010 12:31 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jasly - May. 5th, 2012 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - May. 5th, 2012 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jasly - May. 5th, 2012 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fnk - Jul. 5th, 2010 06:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - fnk - Jul. 5th, 2010 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - baylanto - Jul. 5th, 2010 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - fnk - Jul. 5th, 2010 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - baylanto - Jul. 5th, 2010 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - fnk - Jul. 5th, 2010 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - baylanto - Jul. 5th, 2010 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - egor_13 - Jul. 5th, 2010 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baylanto - Jul. 5th, 2010 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egor_13 - Jul. 5th, 2010 11:37 pm (UTC) - Expand
radvillov
Jul. 5th, 2010 06:47 am (UTC)
Но медведь, разламывающий когтями скалу - круто. Так и просится на герб какого-нибудь молодёжного движения.
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 07:49 am (UTC)
Можно подарить идею))))
(no subject) - vadeemka - Jul. 5th, 2010 08:51 am (UTC) - Expand
milchev
Jul. 5th, 2010 06:54 am (UTC)
<посмеиваясь>
Я думаю, узнай Суплатович, кем был последний капитулировавший генерал Конфедерации, его вообще бы кондратий хватил.
trmpnghdghg
Jul. 5th, 2010 07:00 am (UTC)
Re: <посмеиваясь>
Индейцем?
<одобрительно> - milchev - Jul. 5th, 2010 07:56 am (UTC) - Expand
Re: <посмеиваясь> - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 07:47 am (UTC) - Expand
<философски> - milchev - Jul. 5th, 2010 07:55 am (UTC) - Expand
Re: <философски> - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 08:05 am (UTC) - Expand
baylanto
Jul. 5th, 2010 07:01 am (UTC)
Насколько я могу судить, легенда об индейском прошлом Суплатовича строилась как расчитанная пиар-акция одновременно с выходом первой книги Суплатовича. В 1958 году маму Суплатовича зачем-то заставили давать нотариально заверенные показания, что она, оформляя польские документы на сына, указала неправильный год рождения -- 1925 вместо якобы 1920, и, одновременно, вместо Канады -- некую д. Алексеевку. С совершенно смехотворным объяснением: "чтобы над сыном не смеялись одноклассники". Одновременно, в 1958 году, нотариально заверенные показания дали два бывших одноклассника, которые в единственно доступном мне польском источнике указаны без фамилий, просто с инициалом. Спрашивается, зачем все это? Предполагаю: подчищать биографию Суплатович начал именно тогда.
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 07:46 am (UTC)
Мне в этой связи очень интересна фигура Внукова - его типо биографа. Он действительно существовал, или это кто-то из принимавших участие в мистификации?
То есть, на самом деле в ней, похоже, участвовало довольно много людей.
(no subject) - baylanto - Jul. 5th, 2010 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - baylanto - Jul. 5th, 2010 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 10:33 am (UTC) - Expand
trmpnghdghg
Jul. 5th, 2010 07:02 am (UTC)
Ну вот, разрушена последняя легенда детства... а я так любил зачитываться этими книжками... :)))
ghan
Jul. 5th, 2010 07:19 am (UTC)
Да ладно... Дюма же для вас не поблек после того, как вы узнали, что Франция и Англия воевали вовсе не из-за подвесок королевы?
(no subject) - trmpnghdghg - Jul. 5th, 2010 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ghan - Jul. 5th, 2010 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - trmpnghdghg - Jul. 5th, 2010 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - mazdavorot - May. 6th, 2016 06:31 pm (UTC) - Expand
matabuba
Jul. 5th, 2010 07:57 am (UTC)
В деццтве весьма недоумевал, как это сестра протагониста, девочка, владеет технологией изготовления оружия - сложного лука. Которого только одна сушка занимает несколько месяцев.
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 10:26 am (UTC)
Ээээ. Именно это, я, признаться, пропустил. Наверное, потому, что сосредоточился на природе. Обратил внимание лишь на то, что частенько на стрелах жарят мясо и рыбу. Ваще всё жарят.
Точно составной лук?
(no subject) - matabuba - Jul. 5th, 2010 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 11:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matabuba - Jul. 6th, 2010 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 6th, 2010 12:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - matabuba - Jul. 6th, 2010 01:28 am (UTC) - Expand
kochka_katya
Jul. 5th, 2010 08:49 am (UTC)
а Вы читали Карла Мая? который про Виннетту? мне всегда было интересно,на сколько у него все достоверно. У него есть пассаж в одной из книг, что вот многие авторы "про индейцев" у индейцев ни разу не были, а вот он был, и поэтому в его романах - правда и только правда...

и по сравнению с тем же Купером, или Майн Ридом он как-то лучше читается.
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 10:38 am (UTC)
Нет, не читал. К тому времени как его у нас стали интенсивно издавать, я уже переключился на американских.

Ну, Купер тему вроде бы знал. Ляпов у него много, но тем не менее.

Ктати, книга Теннера (я уже прочитал) - производит совершенно потрясающее впечатление. Склонен думать, что там как раз - лишь немногим приукрашенная правда. Вернее - не "приукрашенная", а кое-что замолчено.
(no subject) - cucanero - Jul. 5th, 2010 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 5th, 2010 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - ecoross1 - Aug. 28th, 2012 06:41 am (UTC) - Expand
groningen_sn
Jul. 5th, 2010 09:22 am (UTC)
Да, всегда так бывает - дочка позанималась несколько месяцев фехтованием и уже не могла смотреть кино, гда "они все делают неправильно".
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 10:34 am (UTC)
Ну как обычно)))
(Deleted comment)
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 10:34 am (UTC)
Угу.
pavel_krestov
Jul. 5th, 2010 09:45 am (UTC)
шеванезы не жили в бассейне Маккензи...
и, по всей видимости, на территории Канады вообще...

Wiki: 'Originally southern Ohio, West Virginia, and western Pennsylvania. The Shawnee were driven from this area by the Iroquois sometime around the 1660s and then scattered in all directions to South Carolina, Tennessee's Cumberland Basin, eastern Pennsylvania, and southern Illinois. By 1730 most of the Shawnee had returned to their homeland only to be forced to leave once again - this time by American settlement. Moving first to Missouri and then Kansas, the main body finally settled in Oklahoma after the Civil War.'

Я также нашел их современный сайт, там также нет намека на канадский период в их истории. Вообще это сильно путает всю зоо- и фитогеографию повествования сат-ок'а. Исходя из "официальной" географии липа могла быть, а гигантских деревьев с мхами не могло быть. Кролики белые могли быть, но уже по причине сбежавших из клеток кроликов. В 30-х то годах! Век их недолог, но видел в ванкуверских парках вместе с серыми. И норы они роют. Вообще, самым сильным аргументом мне кажется "Ко времени, описанному в книгах – 1932-1935 гг. – «индейский вопрос» был прочно закрыт даже в Штатах, не говоря о Канаде". В это время индейцы в пиджаках обсуждали с канадцами земельные вопросы.

И главное, взял в руки эту книгу, стал перечитывать, и не узнал тех детских ощущений... Вспомнились слова бабушки, о том, что в военное время ничего не было вкуснее мороженной картошки... Про Хирна мы вообще ничего не знали. Спасибо, Миша

kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 10:16 am (UTC)
Re: шеванезы не жили в бассейне Маккензи...
Паша, я как раз не стал ставить во главу угла сведения о том, что шауни не жили в Канаде вообще. В индейской истории хватает отщепенцев, различных банд, отбившихся от своих и укочевавших чёрт-те куда. Им даже (допускаю, чёрт возьми!) могло офигенно повезти, и они могли просочиться сквозь завесу враждебных племён.
Но вот с лошадьми...
Шауни были одним из народов Лошади, индейцами-кентаврами Великих равнин. Без лошадей они были никто и звали их никак. Лошади освещаются и у Сат-Ок'а, правда не очень интенсивно, но... Но в тех местах они без искусственной подкормки НЕ ЖИВУТ! А это - именно то, чего индейцы В ПРИНЦИПЕ НЕ ОСВОИЛИ. Грубо говоря - сайгачить на лошадях научились, а обращаться с ними - нет...
Я просто помню, как работал в верховьях Анадыря рядом с геологической партией, у которой были лошади. Какая это была постоянная морока с овсом... Грубо говоря, для того чтобы беспроблемно ехать три дня на одном лошаке надо обязательно тащить с собой другого, загруженного фуражом.
Ну а страшная Белая Змея - персонаж из индейских страшилок 80-х годов 19 века... Даже Серая Лиса (генерал Крук) в фольклоре апачей не столь зловещ...
yarin_mikhail
Jul. 5th, 2010 01:37 pm (UTC)
Ну ты, блин, даёшь......
Взял, вот так, походя, и порвал кумира детей 70-х годов.
Как Тузик - грелку....
Страшный ты человек, господин Заместительдиректорапонаукеиизвестныйписатель..))))
Пы.Сы.
Надысь водку пили в Загорянке с товарищем Онеменом, в известном тебе доме. Вспоминали. Не икалось?
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 11:10 pm (UTC)
Не. Не икалось. Что-то мне грустно в последнее время.
(no subject) - yarin_mikhail - Jul. 6th, 2010 05:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 6th, 2010 05:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - yarin_mikhail - Jul. 6th, 2010 05:24 am (UTC) - Expand
lilie_marleen
Jul. 5th, 2010 04:10 pm (UTC)
Спасибо за прекрасный пост.
Лошади в тайге и оружие абсолютно убеждают. Там и правда по ходу дела создается впечатление, что речь о начале 18 века, а не начала 20-го, и специалисту эта вторичность, навеянная не собственным опытом, а прочитанными книгами и просмотренными картинками, конечно, сразу видна.
В приведенных цитатах меня сейчас еще и мясо, запекаемое над пламенем костра, позабавило. Суровые люди эти индейцы - все пекут на углях, а они - прямо на огне :)
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 11:15 pm (UTC)
Ну, там много всего такого. Но главное - понимаете, я хоть и недолго, но в тех местах именно был. И они ну ничем абсолютно не похожи на описываемые Сат-Ок'ом. Мерзопакостнейшие и очень малопродуктивные чёрные ельники, в которых практически нмичего не живёт. На мерзопакостных же болотах.
bruevich_mikluh
Jul. 5th, 2010 05:42 pm (UTC)
Я тут недавно натыкался на бложик, где описывалась история народа чероки.
http://vadim-proskurin.livejournal.com/tag/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8

Там про использование огнестрельного оружия и вообще.
Вроде как стреляли давно и не хуже.
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 11:23 pm (UTC)
А в Канаде и подавно. В США время от времени кому-то приходила в голову идея где-то закрывать торговлю оружием, в британских колониях она всегда только поощрялась.
bwana_max
Jul. 5th, 2010 07:03 pm (UTC)
Я как то в детстве миновал сего автора.
Купер - нудный.
А вот Шульца зачитывал до дыр. У него как с достоверностью?
kiowa_mike
Jul. 5th, 2010 11:26 pm (UTC)
Ну, Купер мне нудным не кажется. Шульц - конечно, пытался рассказывать то что знает. Кстати, недавно приобретённый Теннер в этом отношении бесподобен.
(no subject) - morita - Jul. 6th, 2010 04:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiowa_mike - Jul. 6th, 2010 04:27 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 135 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com